Таблица 2. Динамика популярности различных игр с возрастом ребенка (в %%)
С одной стороны, эти данные свидетельствуют о явном возрастании значимости интеллектуальной активности в игровой деятельности современного дошкольника, а с другой — о последовательном снижении проявлений физической активности ребенка в игре (гиподинамия). Обсуждая вопрос о подвижных играх, следует подчеркнуть, что они ориентированы на активное взаимодействие ребенка с другими детьми (индивидуальное и командное). В ходе этих взаимодействий развиваются не только физические способности (сила, ловкость и др.), но и нравствен- но-этические особенности личности: взаимопомощь, поддержка, командная ответственность. Снижение значимости подвижных игр в детской субкультуре свидетельствует о деформации традиционного жизненного пространства существования современного ребенка. Причем не только в физическом (отсутствие соответствующих мест для подвижных игр), но и в социально-психологическом плане, поскольку сегодня городской ребенок ограничен в своих возможностях общения со сверстниками. Добавим, что представления родителей о предпочтении их детьми различных видов игровой деятельности зависят и от социально-стратификационных факторов. Так, родители с высшим образованием чаще, чем родители со средним, отмечают игры своих детей в персонажей книг, кинофильмов и мультфильмов (17,1% и 8,3% соответственно, р = .0001). Родители же со средним образованием чаще указывают на игры в семью, чем родители с высшим образованием (28,5% и 23,4% соответственно, р = .007). Таким образом, мы видим, что более высокий культурный потенциал семьи явно расширяет и содержательный репертуар детской игры.
Предпочтение детьми-дошкольниками различных видов игрушек
Игрушка является важным средством социализации ребенка-дошкольника. Сама игрушка определяет круг тех предметных и социальных действий, которые реализуются в игре. Так, по мнению Ю. М. Лотмана, для включения ребенка в мир общественных смыслов игрушка требует не только эстетического отношения («созерцание чужой мысли»), а именно полноценной игры с ней: в этом и состоит принципиальное отличие куклы (игрового средства) от статуэтки (которая относится к художественному тексту) [3]. Следует отметить, что существуют различные психолого-педагогические классификации видов и типов игрушек. Так, например, в своей классификации Е. А. Аркин [1] использовал внешние критерии: 1) звуковые игрушки (трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.); 2) двигательные игрушки (лук, стрелы, бумеранги и т. д.); 3) образные игрушки (изображения животных, куклы); 4) веревочка и другие материалы, из которых делают различные фигуры. В основе других классификаций игрушек лежат представления о различных аспектах психического и физического развития ребенка. В частности, В. С. Мухина [5], рассматривая игрушку как средство психического развития ребенка, выделяет две большие группы: игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки — изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Весьма дробную психолого-педагогическую классификацию игрушек дает Е. А. Флерина [7]. Она выделяет: игрушки моторно-спортивные, которые способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера (мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т. д.); игрушки сюжетные, содействующие развитию творческой подражательной игры, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт (люди, животные, транспорт, мебель и проч.); игрушки творческие трудовые, которые развивают конструкторские способности и изобретательство (всевозможные строительные материалы, конструкторы, разнообразные модели и т.п.); игрушки технические, которые развивают конструктивные способности, расширяют технический кругозор, формируют интерес к строительству и технике (различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т. п.); настольные игры, которые способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, усвоению грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами; игрушки музыкальные, которые служат средством развития музыкального слуха (поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией); игрушки театральные, которые подводят к собственной театральной игре, обогащают детское художественное восприятие (теневой театр, театр игрушек, марионеток); игрушки веселые, которые развивают чувство юмора (прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом). Помимо психолого-педагогического, встречается и социологический подход к классификации игрушек.
В нашем исследовании, анализируя материалы социологического опроса родителей, мы частично используем сложившиеся представления о тех или иных типах игрушек. Следует отметить, что в ходе опроса нас интересовало мнение родителей именно о любимых игрушках их ребенка: какие игрушки в большей степени предпочитают мальчики, а какие девочки? Как по мере взросления ребенка меняются его приоритеты? В этом отношении вопрос о любимой игрушке позволяет охарактеризовать сюжетно-событийное содержание детской игры, динамику ее развития. Поэтому при классификации игрушек нам важно было фиксировать содержание игры (военные игрушки, транспортные игрушки и др.), ролевые позиции (куклы, животные и др.), средства (материалы для продуктивной игры, спортивные игрушки и др.), следование правилам (настольные игры и др.), а также аспекты, касающиеся современного и традиционного культурного контекста. В ходе исследования родителям дошкольников был задан открытый вопрос: «Какая у Вашего ребенка любимая игрушка?». В результате было получено более 1500 ответов, которые были сгруппированы в следующие 12 категорий:
• животные (медведь, собака, кошка, лошадь, заяц/кролик, слон, тигр, мышь, обезьяна, петух, овца, утка, бегемот, кенгуру, жираф, олень и др.);
• традиционные куклы (куклы, пупсы, куклы-малышки, кукла Маша, кукла Таня, кукла Алина, матрешки и др.);
• современные куклы (Barbie, Baby Born, Baby Annabelle, Bratz);
• традиционные персонажи детской субкультуры (Чебурашка, крокодил Гена, Винни-Пух, Пятачок, Буратино, доктор Айболит, Хрюша, Кот в сапогах, рыцари и др.);
• современные персонажи детской субкультуры (Человек-паук, Черепашки-ниндзя, Бэтмен, роботы, трансформеры, Смешарики, Шрек и др.);
• военные игрушки (солдатики, танки, пистолеты, меч, лук и стрелы, оружие и др.);
• транспортные игрушки (машинки, самолеты, железная дорога, мотоциклы, вертолеты, грузовики и др.);
• игры с правилами (домино, лото, пазлы, настольные игры и др.);
• материалы для продуктивной игры (конструктор, «Лего», кубики, мозаика и др.);
• спортивные игрушки (мяч, хоккей, футбол, обруч и др.);
• дидактические игрушки (развивающие игрушки);
• «не игрушки» (в данную категорию вошли объекты, которые не являются игрушками: компьютер, игровая приставка, GameBoy, интерактивные игры, велосипед, фотоаппарат, детский рюкзачок, школьные принадлежности, магнитофон, удочка и др.).
Средние данные о предпочтениях различных видов игрушек детьми дошкольного возраста приведены в Таблице 3.