22-23
СЕНТЯБРЯ
[
]
]
[
Способ для ZeroBlock ***ShapeBlockShadow***

1) Создаём в ZeroBlock элемент Shape:
- удаляем у него заливку
- настраиваем тень
- выставляем привязку WindowContainer
- установим размеры в процентах высота и ширина по 100%
- поставим его на самый нижний слой
- заблокируем его перемещение LOCK
2) В настройках фона ZeroBlock выставим параметр overflow:visible
22-23
СЕНТЯБРЯ
[
]
]
[
Способ для ZeroBlock ***ShapeBlockShadow***

1) Создаём в ZeroBlock элемент Shape:
- удаляем у него заливку
- настраиваем тень
- выставляем привязку WindowContainer
- установим размеры в процентах высота и ширина по 100%
- поставим его на самый нижний слой
- заблокируем его перемещение LOCK
2) В настройках фона ZeroBlock выставим параметр overflow:visible
22-23 СЕНТЯБРЯ
Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллов
Игровое пространство детства в цифровую эпоху
В статье показана роль технической игрушки в игровом пространстве дошкольного детства, раскрыт характер ее изменений в современную эпоху.
Ключевые слова: игра, дошкольное детство, предметно-игровая среда, техническая игрушка.

В отечественной педагогике и психологии значение и место игры в развитии детей раннего и дошкольного возраста обсуждались в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Е. Е. Кравцовой, Н. А. Коротковой, А. Н. Леонтьева, Н. Я. Михайленко, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина, которые показали, что детская игра является социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью, в которой ребенок осваивает мотивы и способы человеческой деятельности; в онтогенезе игра занимает место в ряду других ведущих деятельностей, являясь таковой в дошкольном возрасте; в сюжетной игре как ведущей деятельности возникают основные новообразования данного возраста; становление игры в онтогенезе зависит от особых форм воздействия взрослых, обеспечивающих переход от одного этапа игры к последующему.

Фундаментальная теория детской игры разработана Д. Б. Элькониным (1978). В его трудах в процессе анализа культурно-исторического материала раскрыто социальное происхождение и содержание детской игры, дана характеристика строения игровой деятельности, ее специфических мотивов, отражающих стремление ребенка действовать «как взрослый». Складывание игрового пространства детства имеет тысячелетнюю историю (Д. Б. Эльконин, 1978).

Игра учит взаимодействовать в команде, общаться, распределять роли, сочинять сюжет, развивая его творчески, выполнять заданные правилами игры действия, решать задачи, подводить итоги, проявлять настойчивость, самостоятельность и целеустремленность, видеть и исправлять свои ошибки, выходить из конфликтных ситуаций, договариваться с партнерами по игре о дальнейших действиях. Но в игре развиваются и личностные качества ребёнка: эмоциональность, общительность, самооценка, осознание предъявляемых к нему требований, волевая регуляции поведения, формирование системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Все эти навыки, приобретенные в игре, станут основой «Навыков и компетенций 21 века».

Образовательная среда детского сада включает в себя весь окружающий ребенка спектр объективных и субъективных факторов данного образовательного учреждения, который условно может быть представлен как две части целостного педагогического процесса, целостного образовательного пространства, характеризующиеся взаимодействием в сферах: 1) ребенок — взрослый; 2) ребенок — предмет — взрослый. Если первая сфера может быть представлена через непосредственное взаимодействие взрослого с ребенком, то вторая сфера характеризуется тем, что взрослый в ней предстает опосредованно, как организатор предметной среды, способствующей развитию ребенка в различных видах деятельности. Вторая сфера иначе может быть определена как предметная развивающая среда.

После появления «Концепции дошкольного воспитания» (1989) проблемам организации развивающей предметной среды детского сада как фактора, способствующего полноценному развитию детей дошкольного возраста, в отечественном дошкольном образовании уделялось достаточное внимание (В. А. Петровский и др., 1992; С. Л. Новоселова, 1995 и др.).

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) определены требования к организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации, которая включает в себя и предметно-игровую среду.

Предметно-игровая среда дошкольной образовательной организации является одной из составных частей игрового пространства детства.

Игровое пространство современного детства отличается широкой представленностью разного рода игрового материала: от традиционной народной игрушки до современной робототехники.

Производство игрушек в современном представлении начинается в эпоху промышленного переворота и индустриализации примерно с 15 века. Сознательное введение игрушки и игровых предметов в образование детей происходит только в середине 19 века и связано с именем автора понятия «детский сад» Фридриха Фрёбеля, который разработал систему «даров».

Именно в эпоху промышленного переворота и индустриализации начинается развитие не только игрового производства, но и развитие технической игрушки, появляются наборы для конструктивной деятельности детей.

Техническая игрушка интенсивно развивалась на протяжении последних двух столетий и отражала основные этапы технического прогресса.

Анализируя техническую игрушку, можно выделить два основных типа: 1 — наборы для конструктивной деятельности детей; 2 — игрушки-копии (от повозок и тележек до космических кораблей и луноходов).

Разнообразие современной технической игрушки практически стирает грани между этими двумя типами: наборы для робототехники позволяют создавать самые разные модели и копии современных технических устройств, которые мало чем отличаются от отдельно создаваемых игрушек-копий.

Современные технические игрушки делают игровое пространство более вариативным, расширяют спектр его возможностей, позволяя создавать новые объекты из достаточно традиционных элементов.

Историческое рассмотрение места технической игрушки в образовательном пространстве детского сада показывает, что техническая игрушка всегда была представлена в образовательном процессе детского сада вне зависимости от особенностей образовательной программы. Анализ также показывает, что более сложные варианты технической игрушки (например, дистанционно управляемые модели) чаще используются в домашних (семейных) условиях, а также в дополнительном образовании.

Таким образом, появление современных технических игрушек, развитие робототехники привело в целом к обогащению игрового пространства современного детства, сделало это пространство соответствующим реалиям цифрового общества.

Список литературы

1. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
2. Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.
3. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993. — 102 с.

Волосовец Татьяна Владимировна — кандидат педагогических наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва, e-mail: volosovets@yandex.ru

Кириллов Иван Львович — кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва, e-mail: ivkirillov@yandex.ru