Ключевые слова: игра, свободное время, риски и потребности современных детей
1. Выход за пределы обсуждения очевидных вопросов Без преувеличения каждый день мы сталкиваемся с доводами ведущих специалистов по вопросам воспитания детей, которые высокопарно заявляют о том, что «игра положительно влияет на развитие детей» и что «детям должны быть предоставлены все возможности для такого развития», как будто бы это открытие века. Игра, безусловно, имеет важное значение. Мальчики и девочки, конечно же, должны много играть. Это кажется несколько странным тем, кто активно и долго работает с детьми, потому что они слышат подобные фразы каждый день. Слышали такое и в прошлом. Эти люди, наверняка, чувствуют, что несмотря на такие повторяемые из раза в раз заявления, дети играют все меньше и меньше, если не учитывать компьютерные игры в домашних условиях, и возможности для игр уменьшаются или, по крайне мере, не увеличиваются.
Весьма показательным в данном случае является исследование по вопросам общественной безопасности, проводившееся в 2018 году в Торонто, Канада, городе с крайне развитой инфраструктурой. Более половины людей считают город опасным как для велосипедистов (как правило, это молодые люди, канадцы более старшего возраста могут водить автомобили с 16 лет), так и для пешеходов. Едва ли можно найти детей, которые хотели бы играть вне дома
[1].
Результаты опроса общественного мнения по Гэллапу в США в 2017 году также подтверждают подобные выводы. Они показывают резкое сокращение времени, которое отводится мальчикам и девочкам на такой вид игры, когда сами бы дети определяли, как именно им играть, и это несмотря на неоспоримые доказательства того, что именно такой подход приносит им огромную радость, благотворно влияет на их самочувствие и развитие
[2].
Причин такого снижения игровой активности может быть огромное множество. Одним из главных виновников, вероятно, является образовательное учреждение. Министерства образования, возглавляемые мощными международными структурами, например, Всемирным банком, продолжают подталкивать детей к получению знаний уже на самых ранних этапах их жизни. Обучение они понимают исключительно как достижение определенных результатов в учебной деятельности. Такой подход весьма известен: без учета обычных «уроков творчества», включенных в стандартное расписание большинства детских садов, основным упором действующих программ развития детей дошкольного возраста является приобщение маленьких мальчиков и девочек к знаниям, чтобы они могли достигать хороших результатов в начальной школе, затем в средней школе и т.д. Конечная цель такой методики заключается в том, чтобы сделать из них профпригодных и трудоспособных граждан. Такую цель можно понять и оправдать, но она крайне узка. В Нью-Йорке были отменены традиционно устраиваемые в конце каждого года праздники с песнями и танцами, так как учителя посчитали, что требуется больше времени на «подготовку дошкольников к колледжу и профессиональной деятельности» и создание условий для обучения их «воспитанников»; они ощущали давление, поскольку полагали, что их работу будут оценивать в зависимости от того, какой балл получат дети на экзамене, и чувствовали, что необходимо готовить детей к «колледжу и профессиональной деятельности».
[5] Преподаватель Фарид Абу Гош сожалеет по поводу того, что родители на западном берегу реки Иордан в Палестине отправляют своих трехлетних детей в школу не для того, чтобы они играли, а для того, чтобы они учились.
[6] Если мы говорим о городах с весьма развитой инфраструктурой, то до определенной степени можно смягчить последствия такого подхода путем создания дружественной детям среды. Но в бедных районах учебные помещения будут превращены в скучные и неприветливые классные комнаты.
Вместе с тем образовательные учреждения и поддерживающие их организации продолжают настойчиво утверждать, что игра должна содействовать реализации более важной задачи: достижение положительных результатов в обучении. Так, основной программой, реализуемой крайне авторитетным Фондом Лего (принадлежит Группе «Лего»; да и в какой семье не было конструктора «Лего»?), является «Обучение в игровой форме» — компания продвигает эту идею по всему миру. Благородная цель, но в процессе ее достижения в жертву может быть принесена сама суть игры как что-то крайне ценное и радостное для детей.
[7] Едва ли можно найти какие-то национальные правительства и негосударственные организации, которые бы не хотели, чтобы школу посещало как можно большее количество детей младшего возраста. В настоящее время такая цель достигается, главным образом, за счет снижения возраста приема детей в начальную школу. Возраст детей большинства европейских начальных школ сегодня составляет четыре-пять лет, в то время как еще несколько десятилетий назад в школы принимались дети шести-семи лет. Менее развитые страны поступают аналогичным образом. Так, в начальных школах Турции, в которые традиционно принимались дети в возрасте семи лет, сегодня могут учиться дети пяти-шести лет
[8], в то время как в Зимбабве все начальные школы сегодня обязаны принимать детей в возрасте пяти лет.
[9] Несомненно, что такие школы, как и школы во многих странах Западной Европы, будут принимать детей более раннего возраста.
Проблема, связанная с этой тенденцией, заключается в той монопольной позиции, которую занимают министерства образования по отношению к жизням мальчиков и девочек. Хочется знать, в какой степени другие министерства, особенно в сфере здравоохранения, социального обеспечения, культуры и защиты, сегодня соблюдают «законные интересы ребенка». Кажется, что эти интересы отошли на второй план.
Россия — одна из немногих стран, которые не поддерживают этот тренд, проводя четкие разграничения между детским садом и начальной школой (возраст приема в школы не снижается) и, что немаловажно, создавая вокруг детей богатую и разноликую в культурном отношении среду.
Вдохновленные опытом России, в нашей статье «Развитие детей дошкольного возраста в культурной среде» мы приводим доводы против «школофикации» детства, которая, как мы полагаем, препятствует благополучному и здоровому развитию детей. Идея «развития детей дошкольного возраста в культурной среде» также расширяет традиционное определение «игры», включая в это понятие прогулки на природе, бесконтактные виды спорта, заботу о животных, совместное приготовление и прием пищи, садоводство, совместные занятия музыкой и другой творческой деятельностью. Исследование также предоставляет достаточно убедительные данные о том, что такое развитие детей дошкольного возраста в культурной среде благоприятно влияет на все сферы жизни детей, включая образование.
Для опроса мнения обычных людей мы попросили группы детей в возрасте 10-12 лет, подростков и молодых людей в возрасте 16-22 года, а также взрослых старше 30 лет из 18 стран мира выбрать одно из двух утверждений: «развитие и обучение детей в детском саду должно осуществляться через игры, общение с природой, пение, изобразительное искусство, танцы и рисование» или «детский сад должен обучать детей чтению, письму и математике».
Результаты опроса представлены в таблице 1. Таблица 1: Коллективные ответы групп детей, молодежи и взрослых из 18 стран.
Ответы на вопрос: «Развитие и обучение детей в детском саду должно осуществляться через игры, общение с природой, пение, изобразительное искусство, танцы и рисование?» или «Детский сад должен обучать детей чтению, письму и математике?»